Речные перевозки в Украине: взгляд со стороны

Речные перевозки в Украине: взгляд со стороны

Речное судоходство в Украине – сфера довольно перспективная, но при этом достаточно проблематичная. АПК-Информ обратился к партнеру бельгийской компании InduStraems Гюнтеру Генкельсу с просьбой дать оценку перспектив речных перевозок в Украине, определить их слабые стороны, а также предложить пути решения существующих проблем.

Справка о компании

Компания InduStraemзанимается разработкой проектов для терминалов, предлагает содействие в проведении переговоров, развитии бизнеса, привлечении финансирования, проведении приобретений для компаний, работающих в сфере линейного судоходства и портовой индустрии.

InduStraem предлагает решения для инвесторов, фондов, руководителей проектов, начиная с разработки стратегии до полного ее воплощения. Компания успешно сочетает многолетний опыт работы с современными достижениями технологии, помогая операторам рынка вырабатывать политику деятельности их компаний, вести бизнес и привлекать инвестиции.

- Г-н Генкельс, по Вашему мнению, насколько перспективны речные перевозки в Украине?

- Учитывая, что через территорию Украины протекает такая крупная река, как Днепр, было бы преступлением не развивать речное судоходство в стране, к тому же характеристики и инфраструктура Днепра позволяют развивать использование судов внутреннего плавания в Украине.

Однако, по моим данным, на текущий момент ситуация с речными перевозками в Украине не особо радужна. Так, за период с 2004 по 2014 гг. объем грузов, перевозимых рекой, сократился с 14,9 млн. до 6 млн. тонн, и в целом доля речных перевозок во внутренней транспортировке грузов к 2014 г. упала до 1,05% против 5,65% 10 годами ранее. Также сократился и грузооборот речного транспорта – до 5,46 млн. т/км в сравнении с 20,6 млн. т/км в 2004 г.

Еще более мрачная картина сложилась с речным флотом в Украине. Количество единиц флота сократилось до 642 в 2013 г. против 29200 в 1990 г.

При этом даже те мощности, которые имеются в Украине, не используются на полную. Так, в 2013 г. потенциальный объем сухогрузов, которые можно было транспортировать рекой, составил 36,7 млн. тонн, тогда как в действительности было перевезено лишь 6,3 млн. тонн.

 

- Какие основные препятствия стоят на пути развития речной инфраструктуры в Украине?

- Основными препятствиями для развития речного судоходства в Украине являются законодательные ограничения. Текущее законодательство в отношении тарифообразования и манипуляции правительства в отношении затрат на развитие речного судоходства в сравнении с ж/д транспортом – наиболее значимые препятствия для эффективного функционирования речных перевозок в стране в целом. Отсутствие свободной экономической среды не дает операторам рынка развивать здоровую конкуренцию.

Кроме того, существуют и экономические барьеры. Эффективность использования доступных мощностей находится на низком уровне, что приводит к росту затрат. В основном речные перевозки и в целом речная инфраструктура применяются для навальных грузов низкой стоимости, таких как песок, металлолом, руда, металл и т.д., перевозка которых зачастую производится медленно, что неэкономично. В общем и целом, речное судоходство в Украине страдает от в целом неэффективной системы перевозки грузов и ненадлежащей инфраструктуры.

 

- Относительно инфраструктуры какие слабые места вы можете выделить?

- Существует достаточно технических препятствий для развития речной инфраструктуры в Украине. Среди них можно выделить следующие. Во-первых, нехватка подходящих перевалочных баз для перевалки грузов с речного транспорта на суда дальнего плавания. Во-вторых, в портах недостаточное количество погрузочно-разгрузочного оборудования для контейнеров, в результате чего обработка грузов проходит медленно. В-третьих, слабое обновление флота ведет к его устареванию. Средний возраст судов превышает 25 лет. Кроме того, имеет место нехватка оборудования для бункеровки судов.

Помимо технических недостатков существуют также и некоторые природные сложности, среди которых стоит выделить замерзание Днепра в зимний период в среднем на 2-3 месяца, что вынуждает использовать ледоколы и ведет к дополнительным расходам. Кроме того, устье Днепра находится примерно в 100 км от ближайших глубоководных портов – Ильичевска, Одессы и Южного, таким образом, необходимо применять рейдовые баржи, чтобы достичь портов через прибрежные воды. По моим данным, на Днепре возможно применение рейдовых барж размером 134-14,2 м с приемной способностью 4,5-5,5 тыс. тонн.

 

- По Вашему мнению, какие меры должны быть предприняты для стимулирования развития речного судоходства в Украине?

- Для улучшения работы речных перевозок в Украине желательно, чтобы правительство ограничило свое вмешательство в работу отрасли. Это способствовало бы созданию и поддержанию надежной работы инфраструктуры при стабильной законодательной среде, что поможет операторам рынка делать свое дело и развивать бизнес.

Кроме того, Украина может воспользоваться опытом стран с развитой речной инфраструктурой и перенять их методы действия. Так, в ЕС существует комплекс стандартов эксплуатационной совместимости крупных судоходных путей «Классификация европейских внутренних водных путей», которая может послужить образцом для развития речного флота.

 

Беседовала Инна Черненко