Развитие речной логистики увеличит экспортные возможности Украины

Развитие речной логистики увеличит экспортные возможности Украины

Уборочная кампания ранних зерновых уже позади, на очереди - уборка кукурузы. Чрезвычайно жаркое лето повысило риски для этой культуры. При отсутствии осадков и сверхвысоких температурных режимах урожайность сформировалась на 85% от ее биологического потенциала.

При неизменных существующих условиях урожай кукурузы ожидается на уровне 24,5 млн т. И этого вполне достаточно для обеспечения как продовольственной безопасности страны, так и для значительных объемов экспорта.

Учитывая, что нам удалось собрать рекордный урожай ранних зерновых культур - в настоящее время намолочено более 37 млн тонн, можно утверждать, что ранее озвученный прогноз валового сбора зерна на уровне 60 млн тонн - реальность.

Из них, при внутреннем потреблении на уровне 24 млн тонн, на экспорт может уйти от 36 млн тонн, что обновит зерновой рекорд 2014/15 маркетингового года, когда мы продали за границу 34,8 млн тонн зерна.

Для сравнения: в 2013/2014 МГ экспорт зерновых составил 32,4 млн тонн, а в 2012/2013 МГ всего 22,85 млн тонн.
 

Удачное начало экспортного сезона (в июле экспорт составил 2,6 млн т) подтверждает наши ожидания и дает возможность говорить об увеличении валютной выручки от экспорта зерновых. В частности, есть надежда, что только за второе полугодие 2015 году страна получит около 4 млрд долл. США валютной выручки, что на 12,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 3,6 млрд долларов США.

Вместе с тем, мы понимаем, что текущий экспортный потенциал Украины формируется на фоне рекордно низких мировых цен и снижения покупательского спроса на аграрную продукцию. Зерновой индекс ФАО в июле месяце составил 166,5 - самый низкий показатель за 5 лет (с июня 2010 года).

Ценовые тиски для отечественных зерновиков постоянно сжимаются и из-за роста затрат на материально-технические ресурсы и финансовую мобилизацию в условиях оборонного бюджета государства.

Понимая, что сельхозтоваропроизводителям приходится работать на низкой рентабельности, первоочередной задачей Министерства аграрной политики и продовольствия является устранение искусственных препятствий и лишних затрат производителей, трейдеров и экспортеров.

Я уже не раз говорил, что, делая ставку на дерегуляцию, мы имеем целью искоренить основания коррупции и снизить зависимость бизнеса от действий чиновника. На сегодня уже отменено 14 сертификатов, 6 лицензий, упрощен ряд разрешительных процедур, что экономит время и деньги бизнеса.

Следующий шаг на пути наращивания объемов поставок отечественной сельскохозяйственной продукции за границу - внедрение проекта Единого окна в Одесском морском порту путем открытия лаборатории фитосанитарного контроля. Тесно сотрудничая с Министерством инфраструктуры в этом направлении мы стремимся существенно сократить время и материальные ресурсы компаний при оформлении грузов.

Скорость доставки и перевалки дает возможность трейдерам предлагать странам-импортерам оптимальную цену. В пик сезона мы будем экспортировать более 4 млн тонн в месяц, поэтому краеугольным камнем встает и проблема зерновой логистики.

На сегодня существующая в Украине система перевозок настолько перегружена, что работает на пределе. Большая часть подвижного состава железной дороги и морально, и физически устарела, что негативно влияет на скорость перевозок и вызывает значительные коррупционные злоупотребления особенно в "пиковые" периоды. При автомобильных перевозках препятствиями становятся высокие цены и загруженность отечественных дорог (более 600 большегрузных автомобилей в сутки).

Выход - поиск альтернативных маршрутов транспортировки. Среди них - развитие речной логистики. Тем более, что стоимость речных перевозок значительно дешевле, чем по железной дороге и авто.

Речные перевозки для нашей страны - не ноу-хау. Были времена, когда объемы перевозок по Днепру достигали 60-70 млн тонн в год.

Сейчас доля речных перевозок зерна у нас критически низкая - 5% от общих объемов экспорта, а это - около 1,5 млн тонн зерновых в год. Например, в США, при объемах экспорта около 70 млн тонн в год, более 60% перевозок зерна, которое экспортируется, осуществляется именно с привлечением речной логистики.

Ограничивающим фактором в увеличении объемов речных перевозок в Украине является недостаточное количество речных элеваторов, флота и необходимость проведения реконструкции водных путей.

Для решения в целом проблемы увеличения объемов перевозок с использованием речного флота, и доведения объемов речных перевозок до 40-50 % от объемов экспорта из Украины и повышения его эффективности, по подсчетам компании "Нибулон", которая является лидером в восстановлении судоходных путей в Украине, необходимы инвестиции в размере до 500 млн долл. Общероссийские объемы экспорта при этом увеличатся на 10 млн тонн и год и составит до 40 млн тонн зерна.

Мы уже имеем существенное влияние на мировую конъюнктуру: вторые в мире по зерновому валу, а в разрезе культур третьи - по экспорту кукурузы, четвертые - по ячменю, шестые - по пшенице. Однако, как видим, мы имеем значительно больший потенциал.

Превращение Днепра в украинскую Миссисипи является насущной проблемой, решение которой обеспечит значительное увеличение экспортных возможностей Украины, поможет отечественным сельхозтоваропроизводителям получить дополнительные возможности: логистическая цепь от поля до порта станет дешевле, аграрное производство - более прибыльным, что даст толчок для инвестиций, закупок новой техники, внедрения новейших технологий, развития современной инфраструктуры.

Наш производитель заслуживает получать на поле до 80% от экспортной цены, как это происходит в развитых странах мира.